Пермь Москва

Детская поликлиника / Интересные статьи / У ребенка задержка речевого развития. Что делать? ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ

У ребенка задержка речевого развития. Что делать? ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ

У ребенка задержка речевого развития. Что делать?

Вашему ребенку 1-3 года и речь малыша намного отличается от речи его сверстников? Он не говорит совсем или говорит «хуже всех в нашей песочнице»? Тогда эта памятка для вас.

 

Задержка речевого развития - сегодня наиболее распространенный диагноз среди детей раннего возраста. В век научно-технического прогресса все меньше детей к 3 годам имеет развернутую фразовую речь. Наши наблюдения показывают, что очень часто мамы и папы не способны правильно реагировать на этот диагноз. Наша памятка позволяет не только сориентировать родителей в диагнозе «задержка речевого развития», но и наметить основные пути решения проблемы.

 

 

  1. Не слушайте советы бабушек и «знающих» знакомых, которые убеждают вас в том, что надо подождать (лет до 5), пока всё само наладится! Занятия (а, возможно, и лечение) надо начинать как можно раньше! Почему?
    • Период чувствительности детского мозга к коррекционным мероприятиям очень ограничен. Вовремя принятые меры будут способствовать более быстрой компенсации речевого дефекта и избавят от вторичных нарушений.
    • Отсутствие своевременно принятых мер будет тормозить и искажать весь дальнейший ход психического развития ребенка. Это связано с тем, что все психические процессы у ребенка (память, внимание, мышление) развиваются с прямым участием речи.
    • Упущенное время к 3 годам обернется для ребенка диагнозами «фонетико-фонематическое недоразвитие речи» или «общее недоразвитие речи» с указанием тяжести (1, 2, 3 уровень).
    • Речевое недоразвитие приведет к трудностям в овладении школьной программой (особенно по русскому языку). Общее или фонетико-фонематическое недоразвитие речи, не скорректированное к 7 годам, как правило, приводит к нарушениям письма и чтения (дисграфия и дислексия).
    • Речевые проблемы затруднят общение ребенка с окружающими, создадут сложности адаптации в детском коллективе.
  2. Не паникуйте! Задержка речевого развития не приговор. Коррекционная работа, начатая вовремя (желательно до 3-х лет), в большинстве случаев способствует полной компенсации дефекта до начала школьного обучения.
  3. Если вы твердо решили помочь своему малышу, не игнорируйте медицинское обследование, как можно раньше обратитесь за консультацией к детскому неврологу.

 

 

 

Речь в своем развитии проходит определенные этапы:

  • экспрессивно-мимический;
  • предметно-действенный;
  • речевой.

 

 

К концу первого месяца отчетливо проявляются экспрессивно-мимические средства общения. По характеру плача младенца можно понять некоторые желания.

 

С двух месяцев общение устанавливается с помощью взгляда и первых мимических движений, затем ребенок начинает улыбаться и взмахивать руками. Крик становится всё более интонированным, выразительным.

 

В 3-4 месяца начинают формироваться избирательное внимание к речи окружающих.Ребенок начинает узнавать голос матери. Появляются первые активные попытки повторить отдельные элементы речи взрослых. Постепенно становятся не только разнообразными интонации, но и усложняются сами звуки, появляется гуление. К концу 4-го месяца младенец воспроизводит многообразие звуков. В этот период развития у ребенка складывается коммуникативная потребность: интерес к взрослому, эмоциональное отношение к нему. Ситуативно-личностная форма общения оказывает влияние на дальнейшее развитие ребенка.

Основания для беспокойства:

  • не реагирует на звуки;
  • не поворачивает голову в сторону взрослого;
  • недостаточная интонационная выразительность;
  • однообразное гуление;
  • отсутствие смеха;
  • не формируется избирательное внимание к речи окружающих.

 

В 7-10 месяцев. Вторая половина младенчества - это изменение отношения ребенка к окружающему миру.У него начинается период активного интереса. Малыш не только общается со взрослыми, но и начинает исследовать различные окружающие его предметы. В процессе совместной деятельности взрослого и ребенка начинает формироваться предметно-действенные средства общения. В лепете ребенка 6-7 месяцев уже проявляются первые специфические интонационные черты окружающего его языка. Появляются ритмические повторения слогов: эй-йа,ба-ба,а-тять...и т.д.Так закладывается и формируется имитационное подражание звучащей речи: тон, ритм, темп., мелодика, интонация. С развитием словесной речи эти компоненты будут подчиняться слову, фразе. Развиваются способности не просто слышать звуки, но и воспринимать звучащую речь. На 7-8 месяце ребенок понимает многие слова, узнает названия некоторых предметов, которые ему показывают.

Основания для беспокойства:

  • отсутствие или рудиментарность лепета (нет отраженного лепета);
  • невыполнение простых словесных команд;
  • отсутствие подражательных игровых действий.

 

В 10-12 месяцев. К концу первого года жизни малыш в эмоционально значимой ситуации начинает выражать свои желания, намерения речевыми средствами, например: на, дай, там, мама, папа, бах, ав-ав, би-би и т.д.Причем одинаковыми по звучанию словами ребенок обозначает различные понятия : "дай" - возьми, отдай, приглашение поиграть и т.д.

Основания для беспокойства:

  • не реагирует на свое имя;
  • отсутствие лепетных слов.

 

После года развитие речи идет стремительно. Ребенок произносит все больше и больше осмысленных звукосочетаний, слов, состоящих из одного-двух слогов. Значение слов все еще варьируется в зависимости от ситуации и переживаемых ребенком эмоций. Язык мимики и жестов начинает постепенно угасать. Годовалые дети понимают значение многих слов, к полутора годам могут показать некоторые части тела , выполняют простые инструкции , понимают содержание несложных рассказов по сюжетным картинкам. К 1,5 годам в самостоятельной речи ребенка около 20 слов, в 2 года - 50 слов. Характерно, что большинство фраз произносится в утвердительной форме.

 

На третьем году жизни дети рассматривают в книжках картинки, слушают истории (5-10 минут). У них увеличивается не только запас общеупотребительных слов, но и появляется стремление к словотворчеству - изобретаются новые слова. К 3-м годам возникает потребность к самостоятельности, стремление действовать независимо от взрослых, развивается самооценка. Это находит отражение в речевом поведении, в выборе лексических и эмоционально-выразительных средств. Ребенок начинает говорить о себе в первом лице. К этому времени активный словарь включает 1500 слов. Вместо простой двухсложной фразы он начинает использовать развернутые предложения. С овладением фразовой речью совершенствуется усвоение грамматической системы языка. Появляются характерные признаки речевого обобщения.

Основания для беспокойства:

  • стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам. При появлении этого явления ребенок большей частью вместо целого слова воспроизводит его часть или искажает , используя аморфные слова. Например : "девочка"- дека, "купи"-пику;
  • из накопленных слов ребенок не строит фразу;
  • отсутствие глаголов и предлогов в речи;
  • грамматическое оформление предложений грубо искажено;
  • Наличие межзубных свистящих звуков и боковых шипящих (во время речи кончик языка находится между зубов, обильное слюнотечение);
  • ограниченная подвижность языка наверх (короткая уздечка языка).

 

В 4 года фразы, произнесенные ребенком, включают уже предложения, состоящие из 5-6 слов. В этом возрасте они начинают сопровождать свою игру речью. Словарный запас достигнет к 4-м годам 2000 слов.

 

К 5-ти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь.Его лексика обогащается синонимами, антонимами и т.д.

 

В 5 лет заканчивается формирование фонетико-фонематической стороны родного языка, что в значительной мере готовит к овладению чтением.

 

К концу 5-го года высказывание ребенка начинают напоминать по форме короткий рассказ. Дети пользуются развернутой фразой с предлогом, у них развита связная речь.

 

К 6-ти годам происходит овладение значением производных слов и в словообразовательной деятельности ,снижается интенсивность словотворчества, формируются операции самоконтроля и критического отношения к своей речи.

Основания для беспокойства:

  • Нарушено звукопроизношение (с, з, ц, сь, зь, ш, ж, ч, щ, р, рь ,л, ль, к, г,...)
  • Снижено фонематические восприятие (смешения в речи "саша" - саса, шаша; "железо" - зелезо; "течет" - чечёт...)
  • Бедный словарный запас;
  • Не может или затрудняется сгруппировать и назвать предметы, действия, признаки по обобщающему признаку (овощи,фрукты,посуда, одежда,транспорт...);
  • Не знает предлогов - в, на, из, ... из-за, из-под, неправильно согласовывает слова в роде, числе и падеже и т.д.
  • Нарушена слоговая структура слова (трудно повторить сложные длинные слова)
  • Не может связно рассказать о происходящих событиях, составить рассказ по серии картинок, пересказать адаптированную сказку или рассказ.

 



ВНИМАНИЕ! У Детской поликлиники «ВИЗИОН» новый адрес!
С 18 мая 2015 года ждем Вас по адресу:
г. Пермь, Петропавловская, 41, 1 этаж.

+7 (342)  
2-701-388
 
Мы работаем для
Вас и Ваших детей
ЕЖЕДНЕВНО:
БЕЗ ВЫХОДНЫХ
с 09.00 до 19.00
Технологический перерыв:
с 13.00 до 14.00